Отработка модели подготовки педагогических работников к введению новых ФГОС
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» разработал научно-исследовательский проект «Отработка модели подготовки педагогических работников к введению новых ФГОС», к реализации которого приступает с августа 2010 года с целью проверки условий, обеспечивающих отработку модели подготовки педагогических работников к введению ФГОС. Мы полагаем, что подготовка педагогических работников к введению новых ФГОС будет эффективна, если строить его на основе следующих педагогических условий: - Определены необходимые изменения в региональной системе образования, обеспечивающие адекватное введение ФГОС. - В процессе подготовки и введения ФГОС учтен опыт «пилотных» регионов и особенности региональной образовательной системы. - Организовано массовое повышение квалификации работников образования на всех уровнях с использованием вариативных форм и методов. - Организовано эффективное взаимодействие муниципальной методической службы и системы повышения квалификации. - Обеспечена поддержка педагогической и родительской общественности введения ФГОС.
Актуальные задачи для системы повышения квалификации педагогических кадров по реализации ФГОС Опыт «пилотных» регионов (14) показал, что в условиях введения новых стандартов перед системой повышения квалификации встают новые дополнительные задачи: - Освоение педагогическими работниками идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению. - Освоение педагогическими работниками структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта. - Овладение педагогами технологиями системно-деятельностного обучения. - Обучение педагогических работников новой системе оценки достижения планируемых результатов. - Внедрение в систему повышения квалификации новых форм и методов организации обучения педагогических работников. - Диверсификация форм и содержания ПК. - Проектирование научно-методического сопровождения введения ФГОС. - Мониторинг качества готовности управленческих
Задачи проекта На основе анализа опыта «пилотных» регионов по введению новых стандартов (Татарстан, Якутия, Омская область и др.) и анализа особенностей региональной образовательной системы определены задачи проекта: 1. Проанализировать опыт «пилотных» регионов и особенности региональной образовательной системы по подготовке педагогических работников к введению новых ФГОС. 2. Определить изменения в региональной системе образования, необходимых для успешного введения ФГОС. 3. Выявить профессиональные дефициты работников образования для успешного введения новых ФГОС. 4. Провести кластеризацию ОУ РМЭ по видам и типам школ, по программам обучения, по кадровому потенциалу, по условиям образовательной среды в целях диверсификации программ повышения квалификации. 5. Провести диверсификацию программ повышения квалификации по введению новых ФГОС для учителей начальных классов, руководителей ОУ, руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием. 6. Разработать вариативные программы повышения квалификации по введению новых ФГОС для учителей начальных классов, руководителей ОУ, руководителей и специалистов МОУО. 7. Создать сеть проектных (учебных и стажерских) площадок для оперативной подготовки педагогических работников к введению ФГОС. 8. Составить сетевой график обучения работников образования к ведению новых ФГОС. 9. Организовать дифференцированные курсы повышения квалификации по введению новых ФГОС для учителей и руководителей ОУ по кластерам. 10. Организовать эффективное взаимодействие системы повышения квалификации и муниципальных методических служб в условиях введения ФГОС. 11. Адаптировать и использовать модель подготовки педагогических работников к введению новых ФГОС в 2-ом и 3-ем цикле процесса введения ФГОС до 2020г. 12. Проведение широкой разъяснительной работы среди педагогической и родительской общественности по государственной политике в области модернизации российского образования на современном этапе.
Цикличность проекта Особенностью проекта является его цикличность, следующая из графика Введения федерального государственного стандарта общего образования, определенного Министерством образования РФ. 1 сентября 2011 стандарт вводится во всех 1 классах и далее год за годом новая параллель классов «подключается» к процессу введения нового стандарта образования. 1 цикл – начальная школа – 2011- 2014
Цикл повторяется по количеству параллелей
Подготовительный этап
Основной этап
аключительный этап
2 цикл – основная школа – 2015-2019 3 цикл – старшая (профильная) школа - 2020
Контингент работников образования, вовлеченных в процесс введения ФГОС По нашим оценкам до 1 сентября 2011 повышение квалификации по программам подготовки к введению новых ФГОС должны пройти около 1000 работников образования республики: это программы для учителей начальных классов, руководителей ОУ, руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием.
Учителя будущих первых классов: к 1 сентября 2011 года - около 258 чел.
Директора школ и их заместители по УВР (по начальной школе): к 1 сентября 2011 года - около 600 чел.
Работники муниципальных органов управления образованием: к 1 сентября 2011 года - около 50 чел. (начальник, зав. РМК, методист нач. школа).
Руководители методических объединений учителей начальной школы