В рамках
реализации второго этапа научно-исследовательского проекта «Школьный учебник»
сотрудниками ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» был собран
материал по используемым в школах республики УМК по общеобразовательным
предметам. В опросе приняли участие 16 районов нашей республики. По районам это
выглядит следующим образом: Мари-Турекский район – 15 школ, г. Волжск– 10
школ, Звениговский район – 1 школа, Куженерский район – 5 школ, Медведевский
район – 14 школ, Моркинский район – 26 школ, Оршанский район – 9 школ,
Параньгинский район – 18 школ, Сернурский район – 9 школ, Советский район – 15
школ, Юринский район – 1 школа, Звениговский район – 4 школы, Новоторьяльский
район – 10 школ, Килемарский район – 1 школа, Горномарийский район – 8 школ, гимназия
г. Козьмодемьянска и г. Йошкар-Ола – 22 школы. Всего в опросе приняли участие
169 школ республики. Были проанализированы используемые УМК по истории и
обществознанию, английскому языку, русскому языку и литературе, математике.
Полученные
результатыдают возможность узнать какие
учебники и учебные пособия используются в школах республики по отдельным
предметам, а также каким учебникам отдается предпочтение в разных школах и
районах.
Ниже приведены
данные по отдельным используемым УМК по ряду предметов в разных районах. Анализ
показал, что в ряде школ республики наряду с «рекомендованными» и «допущенными»
к использованию в учебном процессе используются УМК, не прошедшие процедуру
грифования, т.е. не включенные в федеральный перечень учебников и учебных
пособий. В качестве примера можно назвать учебники по английскому языку авторов
Т.Б. Клементьевой и Д.Шэннон «Счастливый английский» для 10-11 классов
общеобразовательной школы, которые не включены в федеральный перечень уже в
течение семи лет, но по ним почему-то учителя все еще работают. Количество
учащихся, использующих их в учебном процессе 295 человек в г. Волжске,
Моркинском, Параньгинском, Советском, Новоторьяльском и Горномарийском районах.
И это немало. Еще один пример использования УМК не по назначению. Это также
учебник по английскому языку авторов И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой и др.
«Английский язык», который предназначен для школ с углубленным изучением
английского языка, т.е. для гимназий и лицеев. Если работать по ним в
общеобразовательной школе, как делают некоторые учителя, то заведомо не
выполнять программу обучения, т.к. сетка часов разная в разных типах школ.
Поэтому хотелось бы рекомендовать учителям сверять свою деятельность в плане
подбора УМК с федеральным перечнем «допущенных» и «рекомендованных» УМК. И эта
рекомендация едина для всех учителей-предметников.