Выбор УМК есть ничто иное,
как соотнесение его содержания с целями обучения, с одной стороны, и условиями,
в которых эти цели будут достигаться. Цели обучения по годам задаются
программой, конечные цели, «планируемый результат» отражаются в требованиях
образовательного минимума или государственного стандарта.
Условия обучения, как
известно, могут быть внешними ( количество часов в неделю, наполняемость групп,
ступень обучения, техническое оснащение и т.д.) и внутренними. Внутренними
условиями являются свойства ученика как индивидуальности: индивидуальные
свойства (внимание, воображение, языковые способности и т.д.); субъективные
свойства ( умение учиться), личностные свойства. В связи с тем, что
обучение–процесс двусторонний, к внутренним условиям относятся свойства
индивидуальности учителя, а также характер взаимоотношений между учениками и учителем. Отсюда главный
совет: для того, чтобы сделать правильную оценку и выбор УМК, необходимо иметь
как можно более полно и четкое о целях и условиях обучения. Оценка и выбор УМК
зависит от вашего профессионализма. Тем не менее есть определенные особенности,
знание которых поможет вам справиться с намеченной задачей. Определять
соотнесенность или степень соответствия содержания учебника целям и условиям
обучения лучше через ответы на вопросы, списки которых предложены ниже.
Соответствие
целям обучения
– Насколько четко
и ясно представлена цель обучения? Насколько полно цели обучения
соответствуют требованиям программы, обязательного минимума государственного
стандарта?
– Насколько
объем и содержание УМК соответствуют требованиям программы и Гос.стандарта?
– Как организовать контроль? Насколько хорошо УМК
развивает умения самооценки и самоконтроля? Каковы формы промежуточного и
итогового контроля? Насколько хорошо УМК готовит к новым тестовым формам
итогового контроля, в частности к ЕГЭ?
– Имеет ли гриф Федерального Экспертного Совета МО?
Включен ли УМК в Федеральный перечень и каталог учебной литературы.
Соответствие
условиям обучения
Внешним:
– Проходим ли материал УМК при существующей сетке
часов?
– Удобен ли в работе в группах с различной
наполняемостью?
– Резко ли снижается эффективность использования УМК
при отсутствии необходимых ТСО?
– Соответствует ли материал УМК ступени обучения и
уровню подготовки учащихся?
– Соответствует ли УМК типу школы?
Внутренним: – Насколько полно позволяет УМК
учитывать индивидуальные особенности учащихся?
– Учитываются ли в данном УМК способности, играющие
ведущую роль при овладении иностранным языком?
– Даются ли тесты на выявление способностей?
– Даются ли рекомендации и предлагаются ли средства
по учету и развитию способностей и других индивидуальных особенностей учащихся?
– Содержатся ли дифференцированные задания?
– Соответствует ли содержание и задание интересам,
потребностям и другим личностным особенностям учащихся?
– Насколько адекватно учитываются возрастные
особенности учащихся?
– Можно ли предлагаемую методику обучения
адаптировать к особенностям класса и к собственному стилю преподавания?
– Совместим ли характер взаимоотношений между вами и
вашими учениками с характером взаимоотношений, предлагаемых в УМК?
Соответствие
современным концепциям
– Существует концепция, лежащая в основе УМК?
Насколько она современна и научна?
– Насколько
полно концепция воплощена в УМК?
– Насколько полно отражены в УМК современные
положительные тенденции отечественной и зарубежной методики обучения?
– Насколько концепция стимулирует творчество и
профессионализм работы учителя?
–
Соответствует ли концепция вашей творческой индивидуальности и
индивидуальному стилю преподавания?
Состав УМК
– Что входит в состав УМК?
– Как взаимосвязаны между собой учебник, рабочая
тетрадь, книга для учителя, книга для чтения и аудиоматериал?
– Насколько сильна зависимость учебника от других
компонентов УМК?
– Насколько прост и удобен УМК в использовании?
·
Расположены ли задания в
необходимой последовательности?
·
Организован ли материал в уроках как сценарий?
– Есть ли необходимость учителю искать
дополнительный материал?
– Организован ли материал поурочно или учителю
самому необходимо определять объем и содержание каждого урока?
– Сформулированы ли в книге для учителя целим
каждого урока, указывается ли новый языковой материал по видам РД?
– Даются ли подробные поурочные рекомендации и
советы по индивидуализации учебного процесса? Распределен ли материал по
четвертям?
– Много ли времени на подготовку к уроку требуется
от учителя?
– Имеются ли указания где и когда использовать
другие компоненты УМК или учитель должен решать это сам?
– Имеются ли ключи к упражнениям, дополнительные
задания?
– Имеются ли четвертные и годовые контрольные
работы?
– Можно ли работать с учебником без постоянного
обращения к книге для учителя?
Соответствие
УМК современной методике
– Как достигается коммуникативная цель обучения?
– Насколько сбалансирована языковая и
коммуникативная практика?
– Насколько ситуативны упражнения?
– Насколько хорошо организовано повторение материала
внутри цикла уроков, а также во всех компонентах УМК?
– Как обеспечивается мотивация учебного процесса?
– Происходит ли взаимосвязанное обучение видам
речевой деятельности?
– Обеспечивается ли сочетание различных форм работы:
индивидуальной, групповой, парной, фронтальной?
– Насколько эффективно организован диалог культур?
Достаточно ли представлено материала по родной культуре учащихся7
– Учитывается ли родной язык учащихся?
–Как УМК развивает учебные умения учащихся? Какие
средства предлагаются для овладения рациональными приемами изучения
иностранного языка?
– Как УМК развивает самостоятельность учащихся в
изучении языка?
– Как происходит обучение четырем видам РД?
– Над всеми ли видами РД ведется работа, необходимая
для достижения требований программы или обязательного минимума?
Соответствие
дизайна УМК современным полиграфическим требованиям?
– Насколько привлекателен дизайн УМК?
– Насколько удачно представлен зрительный ряд
(рисунки, фото, слайды, символы)?
– Насколько удачно подобраны шрифты?
– Насколько ясно структурное членение учебник?
– Насколько долговечно издан учебник?
– Изданы ли УМК для всех годов обучения?
– Легко ли приобрести их там, где находится ваша
школа?
– Какова стоимость УМК? |