Портрет современного учителя. (по анкетам учителей РМЭ). Представляем вашему вниманию обработанную информацию.
Учебный процесс – это основа школьной жизни. Он невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Важно подчеркнуть, что в прошлом при характеристике процесса обучения деятельность учителя сводили к передаче учащимся определенной суммы знаний и умений. При таком подходе преподаватель считался активным субъектом обучения, а ученик лишь пассивным его объектом. Современная дидактика считает, что учитель призван организовать активную деятельность самих учеников по усвоению новых знаний и умений, хотя это предполагает и наличие объяснения, изложения новой информации и пр. А какую цель в учебном процессе ставят наши учителя? На вопрос: что в первую очередь при организации учебного процесса стремятся учителя дать учащимся, 100% ответили - дать прочные знания, 89% опрошенных учителей ставят главной задачей сформировать у учащихся интерес к предмету, 85%- развить индивидуальные способности учащихся и 84%- сформировать навыки сотрудничества и взаимопомощи. А выявить реальные проблемы и интересы у учащихся считают необходимым только 14%.
Универсальным обучающим средством, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях является персональный компьютер. Компьютер в учебном процессе выполняет множество функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Современный учитель должен быть профессионалом во всем, а представить урок без применения ИКТ сложно. Но анкетирование показало, что только 2% считают себя профессионалами в применении ИКТ, 52% рецепиентов себя оценили уверенным пользователем, 42% начинающие пользователи, 4% не умеют пользоваться вообще!
К сожалению, желание освоить информационно-коммуникационные технологии есть только у 4% опрошенных учителей! Основная же масса при повышении квалификации стремится повысить уровень профессиональной подготовки по предмету- 94% и познакомиться с новыми методиками преподавания предмета-81%.
Еще в начале нашего века известный русский педагог и психолог, последователь К.Д.Ушинского, создатель единой психологически обоснованной школьной системы обучения, теории развивающего обучения, П.Ф.Каптеров подчеркивал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие из личностных качеств учителя являются наиболее важными для эффективного взаимодействия учителя и ученика, по мнению наших учителей? Это профессионализм в преподавании своего предмета – 99%, требовательность – 94%, 84% отметили способность к сотрудничеству, 81% любовь к детям, 80% толерантность. А такие качества как вежливость, организованность, эмоциональная привлекательность, эмпатия, общительность по мнению наших учителей не считаются важными.
Возникает вопрос, а как развивать личностные качества учителей? Одним из путей являются конкурсы профессионального мастерства. И педагоги нашей республики отмечают, что конкурсы способствуют развитию общей педагогической компетентности – 98%, адекватности самооценки-83%, интеллектуальной активности -82%. А созданию индивидуального профессионального имиджа конкурсы способствуют только по мнению 9% опрошенных.
Хорошим стимулом развития личности в профессиональной деятельности является удовлетворенность результатом трудовой активности. Основная масса наших педагогов на вопрос «Удовлетворены ли Вы результатом своего труда» выбрали ответ «скорее да» - 83%, твердый ответ «да» дали 8 %, «скорее нет» - 7%, а неудовлетворенность высказали 2% учителей. Повышение ответственности учителя за результаты его образовательной деятельности актуализирует его личный профессиональный опыт. Он рассматривается нами как совокупность знаний и практически усвоенных навыков и умений профессиональной педагогической деятельности. Эта совокупность (в различных ее проявлениях) становится в условиях автономизации учителя решающим фактором эффективности образовательного процесса.
Что же мешает профессиональному росту учителей? Как помочь нашему учительству? Что нужно изменить? 100% опрошенных учителей отметили низкую заработную плату, 80% низкий социальный статус, 63% деформацию системы ценностей современной молодежи. Радует, что внутренние причины, такие как отсутствие поддержки внутри коллектива, авторитаризм администрации, отсутствие поддержки со стороны администрации отметили только 1,2,3% опрошенных учителей.
Работать с желанием – это большое счастье! Можно порадоваться за тех педагогов, кто удовлетворен выбранной профессией, это- 78% и 40% не думают об уходе из школы. К сожалению 22 % учителей наверно выбрали не ту профессию и 60% учителей готовы поменять свою школу, из них на более денежное место 32%, 24% на более спокойную работу и 4% на другую школу.